Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // Дизайн и проектирование // Проекты // Проект: Панель приборов семейства автобусов НЕФАЗ-5299 габаритной шириной 2500 мм

Проект: Панель приборов семейства автобусов НЕФАЗ-5299 габаритной шириной 2500 мм

ЗАКАЗЧИК: ОАО "НЕФАЗ"
ДАТА: 2007-2008

 

Панель приборов с комбинацией приборов "Автоприбор" (г. Владимир) установленная в городской полунизкопольный автобус НЕФАЗ.

ЗАДАЧА

Разработка и постановка на производство автобусной панели приборов из АВС-пластика, обеспечивающей улучшенные эргономические требования по видимости приборов, досягаемости органов управления, вентиляции рабочего места, удобства работы водителей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Перед разработчиками ставились несколько основных задач, требующих безотлагательного решения, а именно:

  • Улучшение условий и эффективности работы водителя, снижение его утомляемости, а также повышение потребительских качеств автобусов и улучшение внешнего вида деталей интерьера.
  • Повышение эффективности системы отопления и вентиляции места водителя.
  • Оптимизация обдува лобовых стекол и боковых стекол в районе расположения наружных зеркал заднего вида.
  • Технологическое улучшение – исключение из базового шасси КАМАЗ технологического щитка приборов. Включение в состав базового шасси корпуса щитка приборов в сборе с комбинацией приборов КАМАЗ-3801010 (з-д «Автоприбор», г. Владимир), устанавливаемого на регулируемую рулевую колонку. Рулевая колонка со щитком устанавливается на шасси, рабочее место водителя собирается на автобусе.
  • Улучшение удобства ремонта и обслуживания автобуса, в частности, облегчение доступа к моторредуктору стеклоочистителя, находящемуся в зоне между панелью приборов и фронтальным отопителем.

ЭТАПЫ РАБОТ

В работе над проектом принимали три стороны - ОАО «КАМАЗ», ОАО «НЕФАЗ» и ООО «КОРА», которые должны были решить следующие задачи.

1. Специалисты ООО «КОРА» должны были разработать принципиально новую панель приборов, отвечающую, изложенным выше целям разработки, в которой щиток приборов был бы отделен от основной панели приборов и закреплен на регулируемую рулевую колонку. Для осуществления этой концепции было принято решение – сделать щиток приборов максимально легким. А для этого необходимо было разместить на щитке приборов только те приборы контроля и управления, которые устанавливаются на шасси его изготовителем – ОАО «КАМАЗ». Подобная схема не применялась на отечественных автобусах. Похожее решение было запатентовано фирмой «SIEMENS», но в отличие от ООО «КОРА», громоздкий и тяжелый щиток «SIEMENS» крепился к каркасу передка автобуса, а сложные механические связи (рычаги, шестерни…) осуществляли наклон и перемещение щитка приборов в зависимости от положения рулевой колонки.

Для оптимизации обдува лобовых и боковых стекол автобуса было решено изменить стандартную схему распределения воздуха в панели приборов. А именно: отказаться от сплошной воздушной ванны (ресивера) под панелью приборов (с распределением воздуха через щелевые отверстия, расположенные вдоль передней кромки панели приборов) и перейти к отдельным дефростерам и дефлекторам с индивидуальной подводкой воздуха к каждому. Было необходимо, также, доработать фронтальный отопитель фирмы «Белробот» - изменить воздухораспределительную крышку под индивидуальную разводку воздуха и, при этом, обеспечить удобство установки-снятия моторредуктора стеклоочистителя.

Расчёты оптимизации системы вентиляции:

Первоначальный вариант конструкции

Вариант конструкции после оптимизации дефростеров

 Расчёты входа и выхода воздуха салона:

Принципиальное устройство (деталировка) панели приборов:

2. Специалисты ОАО «КАМАЗ» должны были внести изменения в конструкцию шасси всего семейства автобусов НЕФАЗ-5299 (включая «полунизкопольные» и «среднепольные» шасси), таким образом, чтобы новая панель приборов устанавливалась без доработок на унифицированное рабочее место водителя любого из указанных автобусов. Для этого необходимо было изменить рулевые приводы (под установку одного типа регулируемой рулевой колонки), установить однотипное кресло водителя (с обеспечением продольных и вертикальных регулировок), задать одинаковый уровень пола места водителя относительно нижней кромки ветрового окна и изменить пучки проводов под новые приборы. В итоге с ОАО «КАМАЗ» должно было уходить на ОАО НЕФАЗ шасси с рабочим местом водителя и окончательно установленными сиденьем, педалями и рулевой колонкой (с закрепленным на неё щитком приборов).

3. Специалисты ОАО «НЕФАЗ» доработали каркасы всех типов своих автобусов семейства 5299, под измененное рабочее место и новую панель приборов, а также доработать пучки проводов под иное расположение переключателей и клавиш, нежели на серийных автобусах.

В связи с неопределённостью со сроками завершения подготовки производства щитка приборов завода «Автоприбор» (г. Владимир) специалисты ООО «КОРА» были вынуждены разработать и провести подготовку производства на щиток приборов с приборами «Автоприбор» (г. Владимир), так и с приборами фирмы «Элара» (г. Чебоксары).

Осенью 2007 г. был изготовлен ходовой образец панели приборов и смонтирован на городской полунизкопольный автобус НЕФАЗ. Проведены успешные заводские испытания. Макетный образец панели приборов демонстрировался в августе 2008 г. на международной выставке МИМС-2008 в г. Москва и вызвал определенный интерес со стороны представителей российских заводов-изготовителей автобусной продукции, как новизной стилистических и конструкторских решений, так и качеством исполнения.

В настоящий момент подготовка производства новой панели (с приборами фирмы «ЭЛАРА»), отвечающей целям проекта, завершена. Изготовлено и эксплуатируется в г. Казань 10 городских полунизкопольных автобусов с новой панелью приборов.

Большую помощь в работе над «отехнологичиванием» деталей панели приборов нам оказали специалисты фирмы «АПАЛ» (г. Тольятти). Работы по пластиковым деталям панели приборов проводились совместно с нашим партнёром ЛАДА ЛИСТ. На 2009 г. специалистами ООО «КОРА» запланированы работы по адаптации к щитку приборов новой комбинации приборов фирмы «АМЕТЕК», аналогичной по своим эксплуатационным свойствам центральному блоку КАМАЗ.3801010 (г. Владимир).

ПРЕССА О ПРОЕКТЕ