Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Единство и борьба противоположностей

Новость: Единство и борьба противоположностей

Дата: 09 ноября 2003

КомТранс № 6(28), 2003 г

Поначалу кажется, что показанные на РМАС`2003 новые полутора этажные лайнеры ЛАЗ-52081 НеоЛАЗ и НефАЗ-52991 имеют много общего: современный внешний вид, практически совпадающие габаритные размеры, цвет кузова, выдержанный в одной цветовой гамме. Даже качество сборки обоих выставочных образцов оказалось непривычно высоким. Однако при более близком и детальном осмотре выяснилось, что у новинок куда больше различий, чем это кажется на первый взгляд.

Точка отсчета

Львовский автобусный завод при создании своего коуча сделал ставку на престижные и высоконадёжные импортные агрегаты и комплектующие, современные технологии и предложил потенциальным клиентам автобус, мало уступающий зарубежным аналогам. Нефтекамский автозавод, создавая свой лайнер, опирался прежде всего на поддержку правительства Республики Башкортостан, как основного заказчика, поэтому использовал, по возможности, отечественные агрегаты и комплектующие, правда, весьма качественные. Таким образом, при достижении практически одинаковой задачи - дать хороший, современный туристический лайнер - у заводов оказался разным сам подход к решению этой задачи. Нам остаётся только сравнить результаты и сделать выводы о том, насколько жизнеспособны новые машины.

Дизайн

Дизайн НеоЛАЗа выполнен в ещё не вышедшем из моды стиле «био». Плавные обводы, линзовая передняя оптика. В облике ЛАЗа нет ничего экстраординарного, всё элегантно и гармонично, можно даже сказать, что это обычная европейская машина, если не считать того факта, что сделана она все-таки на родных просторах. Остаётся только добавить, что дизайн НеоЛАЗа - это полностью заслуга львовских дизайнеров.

Подход к внешнему виду НефАЗа совсем иной. Его дизайном занималась фирма «КОРА-Инжиниринг» из Набережных Челнов. И ей удалось создать индивидуальный и несколько футуристический облик автобуса. Стремительность всему силуэту нефтекамского лайнера придаёт сильно наклонённая назад широкая стойка крыши, а оптика от вазовской «десятки» как нельзя лучше вписалась в общий стиль автобуса и узнаётся только при пристальном разглядывании.

Салон

Внутри автобусы различаются не меньше, чем снаружи. И здесь сказывается разный подход. На НеоЛАЗе установлены импортные сиденья фирмы «Vogel». Причём все сиденья, независимо от того, где они установлены, оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. На отечественных автобусах такой заботы о безопасности пассажиров ещё не встречалось. Конечно, это личное дело каждого - пристегиваться в автобусе ремнями или нет, но возможность воплотить своё право пристегнуться должен иметь каждый пассажир. Из несомненных достоинств сидений, установленных на ЛАЗе. - понятное и удобное кнопочное управление функциональными возможностями кресел.

На НефАЗе в салоне установлены отечественные сиденья челнинской фирмы РИАТ. Причём РИАТ занимался и разработкой, и изготовлением этих сидений. На первый взгляд, РИАТовские сколько жестковаты, но стоит провести в них чуть больше времени, как о жесткости сразу забываешь. Ещё чем понравилась продукция РИАТа. так это высотой спинки. Высокая спинка сидений позволяет, не напрягая шейных позвонков, опереть голову о спинку сиденья, а это так важно в дальнем путешествии!

Что касается безопасности, то все пассажирские сиденья НефАЗа имеют двухточечные поясные ремни безопасности. Как и полагается туристическим лайнерам подобного класса, салоны обоих автобусов оборудованы телевизорами, туалетными комнатами, мини-кухнями с кофеварками и прочей атрибутикой. Хотя и здесь можно заметить много различий. Например, вход в туалетную комнату у НефАЗа удобнее благодаря широкому дверному проёму. К тому же туалетная комната нефтекамского автобуса оборудована световой индикацией «Занято». Мелочь, а приятно.

Удобные и стильные блоки освещения и вентиляции для пассажиров установлены в ЛАЗе ровно посередине, над каждой парой кресел, и одинаково доступны для любого пользователя. А вот на НефАЗе эти самые блоки смещены в сторону окон, и пользоваться ими пассажиру, сидящему ближе к проходу, становится затруднительно. С другой стороны, смещение индивидуальных блоков на НефАЗе позволило увеличить объём салонных багажных полок. Что важнее, комфорт или огромные полки для ручной клади, видимо, будет решать заказчик.

Отделка обоих салонов очень качественная и производит благоприятное впечатление, но если в салоне НефАЗа ещё чувствуется присутствие обходных технологий, то салон ЛАЗа воспринимается уже как серийное изделие. Зато у НефАЗа очень выигрышно смотрится обилие синего цвета в отделке салона, в том числе потолка и даже занавесок. Это придаёт теплоту и домашний уют всему салону. На этом фоне серый мышиный цвет, преобладающий в салоне ЛАЗа, выглядит уже не так убедительно. Даже такие мелочи, как подоконный брус, сделаны на автобусах по-разному. На ЛАЗе он округлый и светлый, на НефАЗе чёрный и угловатый. Округлый, конечно, удобнее, но чёрный более практичен.

Для того чтобы увеличить объём багажных отсеков под полом, у НефАЗа пол салона сделали ровным, без пандуса. И это более удобно. Сиденья находятся на одном уровне с тобой, и не надо при посадке взбираться ещё на одну ступеньку вверх. Правда, у этого «ноу-хау» есть и оборотная сторона медали - общая высота ступенек, ведущих в салон при входе, увеличилась.

Но, увеличив высоту ступенек, нефтекамские конструкторы постарались облегчить сам процесс посадки-высадки из автобуса. Для этого с обеих сторон у входа появились удобные поручни, а сами ступеньки получили чёткую подсветку. Отсутствует при входе в НефАЗ и дополнительное складывающееся сиденье для экскурсовода. Может быть, это и опрометчивое решение, но места в проходе от этого стало явно больше.

Багажные отсеки обоих автобусов получились весьма внушительными. У ЛАЗа они составляют 12 куб.м., а у НефАЗа - 10, но со спальным местом водителя. Если на львовском автобусе установить по заказу спальное место, то объем его багажника сократится до 9 кубометров.

Отдельно стоит поговорить о рабочем месте водителя. На ЛАЗе торпедо из gриятного темного пластика, со встроенным рычажком-джойстиком переключения КП. Первая мысль, которая приходит в голову при виде этой водительской роскоши, это что торпедо использовано импортного производства. Но оказывается, что его разработали и изготовили в Днепропетровске. Прекрасный обзор и эргономика - вот, пожалуй, те отличительные критерии, по которым можно судить о рабочем месте водителя львовского автобуса.

На башкирском автобусе все, конечно, выглядит скромнее, хотя и не лишено определённого шарма. Дело в том, что приборная доска и торпедо в целом в НефАЗе синего цвета, под цвет всей отделки салона. Увы, самой заметной деталью на рабочем месте водителя НефАЗа является длинный и неудобный рычаг переключения КП, торчащий из пола. Водительские кресла на обоих автобусах с пневмоподвеской, но на ЛАЗе сиденье турецкого производства, а на НефАЗе отечественное, фирмы «РИАТ».

Техника

На львовском автобусе установлен дизельный двигатель Mercedes-Benz ОМ 457 LA, мощностью 354 л. с. и 6 — ступенчатая механическая коробка передач Mercedes-Benz GO 190-6. Рулевой механизм ZF Servocom, а тормозная система электропневматическая, с электронным управлением, с АБС и ПБС, от немецкой фирмы «Knorr-Bremse». Отличительная особенность ЛАЗа - независимая передняя подвеска. Применение на междугородных автобусах пневмоподвески стало уже нормой, и новый ЛАЗ здесь не исключение.

У создателей нефтекамского автобуса другой подход. В первую очередь подыскивались отечественные комплектующие, и только если не находились подходящие по характеристикам или надёжности, применялись импортные. В результате для автобуса было применено серьёзно реконструированное автобусное шасси КамАЗ-52975. В качестве силового агрегата на этом шасси установлен «самосвальный» двигатель КамАЗ-740.50 мощностью 360 л.с, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, сагрегатированный с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S 1600. Рулевое управление тоже импортное - РРТ (Югославия) или RBL (Германия). Задний мост от венгерской фирмы «RABA». Обе подвески этого автобуса, естественно, на пневмоэлементах, но зависимые, со стабилизаторами поперечной устойчивости и регуляторами положения кузова. Тормозная система пневматическая с АБС.

Резюме

Какие выводы можно сделать из вышеизложенного? НеоЛАЗ - это солидный, красивый и комфортабельный автобус. На нем уже не стыдно появиться на европейских дорогах, тем более что он соответствует нормам Евро-3. Но при эксплуатации этого автобуса сразу надо быть готовым к обслуживанию его только на фирменных сервисных станциях, недешёвым расходным материалам и запасным частям. С другой стороны, целенаправленное применение только импортных комплектующих положительно сказалось на надёжности автобуса, и, как заявляют специалисты АвтоЛАЗа, гарантированный пробег новинки может быть установлен в миллион километров(!).

Что касается НефАЗа, то установленный на этом автобусе двигатель КамАЗ хорошо известен нашим эксплуатационникам. Отремонтировать, а тем более обслужить такой силовой агрегат будет под силу любому крупному отечественному автопредприятию. Хотя представители НефАЗа обращали внимание на то, что обслуживание нефтекамских автобусов предполагается прежде всего через сервисную сеть КамАЗа. А это значит, что такой автобус более предпочтителен для тех, кто эксплуатирует свою технику на родных просторах.

Для тех, кого не устраивает отечественный дизель, НефАЗ предполагает в будущем адаптировать под свой автобус импортные силовые агрегаты. Гарантия на нефтекамский лайнер с двигателем КамАЗ - 18 месяцев или 45000 километров пробега.
Осталось ответить на главные вопросы: сколько всё это стоит и когда можно купить? Серийное производство ЛАЗ-52081 предполагается начать с декабря 2003 года, благо заказы на него уже есть, в том числе не только из России. Определённый интерес к этому автобусу, например, уже проявили представители торговой палаты ОАЭ.
Сроки серийного производства НефАЗ-52991 ещё чётко не определены, но можно не сомневаться, что автобус в скором времени пойдет в серию.
Приблизительная стоимость, в зависимости от комплектации, НеоЛАЗа составит $150000-170000, НефАЗа - $120000 - 150000. И это уже не сказки...

КомТранс № 6(28), 2003 г