Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Придавая форму воображению

Новость: Придавая форму воображению

Дата: 10 июня 2005

Придавая форму воображению Автостандарт № 3, 2005

Современный автомобиль представляет собой тот компромисс, которого сумел достичь проектировщик, ориентируясь на требования к безопасности, эстетическую культуру, технологические возможности производителя, требования будущего потребителя. Все это и многое другое, часто находящееся в непримиримом противоречии друг с другом, пройдя через творческий потенциал проектировщика, становится тем, что мы придирчиво рассматриваем на выставках, ощупываем и пробуем на тест-драйвах при покупке или, в худшем случае, внимательно провожаем глазами проезжающее мимо. И это относится к любому транспортному средству - от мотоцикла до автобуса. Меняется потребитель, совокупность и приоритеты его требований, но неизменно одно: чем точнее угадал разработчик современную потребность, тем большего эффекта добьется продукт на рынке. При этом чем больше типов потребителей транспортного средства, тем сложней удовлетворить их требования.

Рассматривая на выставке очередную новинку автобуса, большинство из нас оценивают его с точки зрения потенциальных пассажиров – вход, обзор, климатические установки, проходы, сиденья, багажные отделения, управляющие панели, бесшумность, плавность. Чиновник городской администрации рассматривает его с позиции «впишется ли автобус в эстетику города» и каковы его экономические показатели. А представителя перевозчика интересует удобство обслуживания автобуса, из каких комплектующих он состоит и насколько этот автобус унифицирован с существующим парком. При этом все мы волей или неволей оцениваем композиционное решение разработчика лишь с точки зрения конечного результата, часто выражающееся в простом «нравится - не нравится». А какова же «кухня» создания автомобиля?

О создании части проекта - дизайна экстерьера и интерьера кузова - мы попросили рассказать специалистов набережночелнинской фирмы «КОРА», участвовавшей в проектировании туристического автобуса Нефтекамского автомобильного завода.

Автобус создавали три организации: «КАМАЗ» – проектирование и производство шасси, «НефАЗ» – проектирование кузова и производство автобуса в сборе, «КОРА» - дизайн-проект экстерьера и интерьера, производство передней и задней пластиковых масок и панели приборов.

Как нам рассказали в «КОРЕ», задача состояла не в том, чтобы создать проект, который сможет войти в «мировую культуру» проектирования как эталон дизайн-проекта и конструкторского искусства, а точно соблюсти баланс между эстетической новизной и техническими возможностями производителя. При этом надо было учесть ряд требований, касающихся цены, эксплуатации, ремонтопригодности, максимального применения изделий российского производства. И ко всему прочему - обеспечить уровень комфорта водителю и пассажирам не ниже европейских аналогов.

В силу «мягкости» такого продукта, как эстетическое восприятие, этот этап предпроектных исследований - самый сложный и самый незаметный для заказчика. Талант дизайнера проявляется сначала в буквальном смысле фонтанировании вариантов, а затем в умении «наступить на горло собственной песне» и способности сохранить оригинальность художественного замысла в момент конструкторской и технологической проработки. Борьба часто бывает более чем эмоциональной. Порой изменения вносятся в самое святое – линии внешних обводов, на проектирование и доводку которых ушли недели напряженной работы. Затем начинают находиться компромиссы и, наконец, выкристаллизовывается идея, которая, на взгляд со стороны, оказывается простой и ясной.

Одним из требований заказчика было применение отечественной светотехники для обеспечения удобства в эксплуатации и снижения себестоимости. Результатом подбора из большого спектра отечественной оптики с учетом ограничивающих требований стал выбор фар семейства ВАЗ 2110, которые наиболее удачно вписались в экстерьер автобуса. Они продиктовали общий образ передней части автобуса. Тесное взаимодействие с кузовщиками «НефАЗа» определило на первой – предпроектной - стадии схему каркаса кузова, на которую начали примерять обводы, как «на невесту платье». Было предложено более 13 вариантов экстерьера. Параллельно решался вопрос создания оригинального фирменного стиля для всей линейки автобусов.

Этап выбора заказчиком понравившегося варианта – это самый драматичный момент во взаимоотношениях между разработчиком и производителем. В заказчике борется желание получить оригинальный образ с нежеланием ввязываться в подготовку производства оригинальных комплектующих.

К счастью, как сказали разработчики, по проектированию они сотрудничают с «НефАЗом» не первый год, и за это время у партнеров накопился значительный запас доверия. Это было важнейшим фактором: задача разработки была поставлена в сентябре, а детали экстерьера надо было получить уже в марте-апреле следующего года.

Применить привычный, по еще советским временам, процесс последовательного проектирования (следующий этап начинать после окончания предыдущего) не представлялось возможным. Поэтому «КОРА» составила график параллельно–последовательного проектирования, включавший в себя одновременную работу дизайнеров, конструкторов, технологов и модельщиков. Жесткий контроль за сроками и нацеленность всего коллектива на получение конечного результата был единственной возможностью его достигнуть. При этом приходилось постоянно координировать работу с конструкторскими и экспериментальными службами заводов, а также с производителями стекол.

На стадии эскизного проекта в сотрудничестве с нижегородским партнером, фирмой «БизнеСфера», был выполнен комплекс расчетов и оптимизация распределения внешних и внутренних воздушных потоков. На основании проведенных расчетов были доведены внешние обводы и уточнена конструкция салона.

В этом проекте общество «КОРА» совместно с дилером компании «CADCAM-E» ОАО «Форт-Диалог» в пилотном режиме применили программу объемного проектирования Solid Edge для формирования математических моделей деталей экстерьера и панели приборов. В математическом режиме была проверена собираемость и сопрягаемость деталей.

Разработанные математические модели по мере готовности поступали в компанию «БизнеСфера» (г. Нижний Новгород), которая оперативно обрабатывала на станках ЧПУ деревянные «болваны» - массив клееного дерева с лицевыми поверхностями деталей. С каждого «болвана» было снято по одной матрице и мастер–модели на модельном участке «КОРЫ». Применение метода изготовления «болвана» на ЧПУ позволило получить практически идеальную поверхность, чего невозможно добиться другими способами на крупногабаритных деталях. В результате были получены идеальные блики поверхностей, которые наблюдали посетители МIМS-2003.

Совместно с конструкторско-экспериментальной службой «НефАЗа» была проведена опытная сборка деталей экстерьера и панели приборов на кузове автобуса, который параллельно собирался в цехах «НефАЗа».

В процессе создания туристического автобуса не обошлось без массы проблем: приходилось на ходу изобретать инструмент, подбирать материалы оснастки для обеспечения качества и т.д. В итоге родилась масса ноу-хау. Забегая вперед, скажем, что по результатам работы было подано 5 заявок на изобретение и полезные модели.

В «КОРЕ» сейчас с юмором вспоминают некоторые моменты, которые могли коренным образом повлиять на результат всех усилий. К примеру, заказанные в Турции индивидуальные блоки управления микроклиматом пассажира, были доставлены не в апреле, как планировалось, а в июле и ставились в автобус практически перед самой выставкой. О ветровых стеклах здесь тоже вспоминают не без дрожи: с такой геометрией стекол компании «Стеклолюкс» (г. Москва) пришлось повозиться – стекло подошло только со второй попытки.

И вот в результате усилий конструкторских служб «КамАЗа», «НефАЗа», «КОРЫ», специалистов «БизнеСферы», фирм-изготовителей оснастки и комплектующих автобус произвел должное впечатление на посетителей выставки. Союзом Дизайнеров России он был награжден дипломом конкурса «Лучшее в автомобильном дизайне» в номинации «Форма + Функция».

Методики, отработанные в проектировании «Туриста», были использованы и усовершенствованы в проекте по модернизации экстерьера серийного автобуса «НефАЗ». В результате работ, начатых в сентябре 2003 года, к концу 2004-го удалось обеспечить не только выпуск опытного образца машины в новом обличии, но и осуществить полный цикл подготовки производства без его остановки. Еще вчера завод выпускал одни модели, а сегодня – совсем другие.

Автор: Матвей Кручинин

Автостандарт № 3, 2005