Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Техника для туризма

Новость: Техника для туризма

Дата: 11 мая 2005

Автобизнес № 57, 2005 г

Автобусный туризм становится все более перспективным направлением российского туристического бизнеса. Отечественные производители туристических автобусов также возлагают особые надежды на выпуск автобусов данного класса.

Аргументы в пользу автобуса

С момента появлениz на российском туристическом рынке услуг автобусного туризма - с самого начала 90-х гг., автобусные туры всегда пользовались у россиян достаточно стабильным спросом. Исключением стал только кризисный 1998 г.

Безусловно, успех автобусных туров во многом обусловлен их доступной ценой. Но клиентов привлекают не только ценовой фактор, обширные познавательные возможности таких туров. Путешествие на автобусе к тому же является приемлемой альтернативой для тех, кто отказывается от авиаперелетов.

Как отмечают специалисты турбизнеса, увеличился спрос на автобусные туры с комбинированными программами — авиаперелет «плюс» автобус.

Несомненным преимуществом является достаточно высокий уровень комфорта при относительно низкой цене по сравнению, к примеру, с авиаперелетами.

Таким образом, спрос на автобусный туризм в целом остается не только стабильным, но и имеет тенденцию к увеличению.

О стабильности этого вида бизнеса говорит тот факт, что, когда в феврале 2003 г. автобусные операторы перевели цены к евро, объем продаж практически не изменился, хотя любое увеличение тарифов зачастую ведет к уменьшению спроса. Как отметили тогда специалисты, туристический поток даже увеличился. Эксперты считают, что этому способствовало расширение российского туристического рынка в целом и рынка автобусного туризма в частности.

Основными операторами на рынке автобусного туризма являются такие турфирмы, как «Туртранс-Вояж», «Анкор», «Нева», «Старый город», «Бюро интересных путешествий», «Интерс», «Кругозор» и др.

Система транспортного обеспечения

Существующая система использования автобусного парка ведущими фирмами отличается некоторым консерватизмом. Во-первых, господствующей формой использования остается аренда автобусов. Не имеют собственного парка практически все фирмы, работающие на внешних рынках. Техника в этом случае арендуется, как правило, у фирм, наиболее близко расположенных к месту пересечения границы.

Большая часть автобусов арендуется а Беларуси, хотя некоторые компании сотрудничают с фирмами из Литвы («Интерс»), Финляндии («Туртранс-Вояж»), Германии («Анкор», «Интерс»), Польши («Интерс»). В пик спроса эксплуатации находится порядка 40 единиц автобусной техники. При минимальном спросе в рейсах работают менее 10 автобусов. На зарубежном направлении используются, как правило, 50-местные автобусы марок Mercedes, Setra, Neoplan, Bova, Scania, «стаж работы» техники составляет от 2 до 7 лет.

Одной из тенденций в развитии европейского автопарка является вывод из эксплуатации двухэтажных автобусов. Исключение могут составлять только самые дешевые маршруты. Нежелание использовать двухэтажные автобусы вполне объективно. Посадка и высадка пассажиров может занимать до 15 минут. Если тур подразумевает частые остановки, то не трудно посчитать, как в данном случае снижается эффективность туристических перевозок. Такова точка зрения большинства компаний-туроператоров.

Но кроме соображении эффективности со стороны представителей бизнеса есть еще и мнение потребителей. Желание клиента, как известно, закон. По мнению большинства "автобусных путешественников», двухэтажные автобусы менее комфортабельны, чем полутораэтажные. Дело не только в преодолении многочисленных ступеней на второй этаж, но и в более тесном санузле, неудобстве пользования мини-кухней и т.д.

Специфика автобусного туризма

У российского турбизнеса есть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структурой спроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянии автопарка туристических компаний.

Операторов российского автобусного туризма можно разделить на три категории.

Первая труппа работает преимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, к самым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия. Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группы компаний - граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовым фактором, а также уровнем сервиса.

Разница в цене на заграничные и российские автобусные путешествия такова, что наши соотечественники все чаще делают выбор в пользу заграничных маршрутов. Соответственно, туроператоры, работающие на зарубежных направлениях, используют автобусы преимущественно иностранного производства. Выбор в пользу иномарок очевиден.Во-первых, за рубежом без особых проблем можно будет исправить любую неполадку - уровень развития СТО там не в пример российской практике. Во-вторых, допуск российских автобусов на заграничные, в частности европейские, маршруты по-прежнему тормозится высокими экологическими нормами.

Вторая группа турфирм работает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так и граждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются, естественно, иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозки российские компании используют преимущественно технику иностранного производства.

Однако стоит отметить, что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалисты туриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки в стране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.

У третьей группы фирм нет четкой специализации - только локальный рынок или только зарубежье. В портфеле этих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов. Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либо отечественным маркам.

Говоря об «автобусных вкусах» российских туроператоров следует иметь в виду, что напрямую о брэндовых предпочтениях можно говорить, когда компания располагает собственным парком. Однако многие компании прибегают к услугам транспортных организаций. В этом случае они ограничены предложением данного рынка аренды.

Требования турфирм к автомобильной технике в основном типичны. Каждый туристическим автобус должен располагать стандартными удобствами: кондиционером, видео- и аудиосистемами, мини-кухней, холодильником, резервуаром для мусора, туалетом. Российские специалисты туриндустрии сделали весьма любопытное заключение по поводу требовательности пассажиров. Оказывается, отечественный клиент не требует особого комфорта в автобусе, для него гораздо важнее содержательная часть поездки.

Российское предложение

Отечественных туристических автобусов на нашем рынке на самом деле представлено не так много. Если рассматривать этот сегмент рынка по компаниям, то из наиболее крупных здесь присутствуют «Русские Автобусы» и КамАЗ, точнее его дочернее предприятие «НефАЗ».

Разработка «Русских Автобусов» - туристический автобус большого класса ГолАЗ-5291 «Круиз» был запушен в производство в 2003 г. Автобус, вмещающий почти полсотни пассажиров, отражает последние мировые дизайнерские идеи и инженерные разработки. Каркас кузова выполнен из фосфатированного металла, обшивается двусторонне оцинкованным листом. Днище прошло герметизацию поливинилхлоридными герметиками. Полная масса составляет 18 т.

Автобус оснащен пневматической тормозной системой (тормозные механизмы всех колес - барабанные), гидродинамическим тормозом-замедлителем, ABS и др.

В салоне работает принудительная вентиляция с подачей воздуха на пассажирские места и место водителя: установлена жидкостная система отопления с подогревателем.

В автобусе использованы компоненты не только отечественного, но и зарубежного производства: двигатель, мосты. Что касается оборудования салона, то для пассажиров предназначены 47 мягких регулирующихся кресел с системами индивидуального освещения и кондиционирования. Кроме того, все места могут быть оборудованы столиками, пепельницами, ремнями безопасности и т.д. К услугам пассажиров - кухня, аудио- и видеосистема с двумя мониторами. При необходимости можно повысить комфортность салона. В частности, кухня может быть оснащена микроволновой печью, кофеваркой, холодильником и т.д. Возможны также гардины на окнах и ковровая дорожка в проходе. Что касается багажа пассажиров, то для него предназначено сквозное багажное отделение, объемом 11 кубометров.

Данная модель создана не только для перевозки туристов из города в город, но и для проведения экскурсий, поэтому в салоне установлены специальное кресло для гида и микрофон. Водитель также не остался без внимания. Если предполагается длинный маршрут, то для водителя можно оборудовать отапливаемое спальное место.

Российский ГолАЗ составит неплохую конкуренцию европейской технике. При этом особую роль играет ценовой фактор, ведь русские ГолАЗы намного дешевле зарубежных конкурентов.

Туристические ГолАЗы находят своих покупателей по всей России и даже за ее пределами. Значительная часть российских продаж приходится на Московскую область, Санкт-Петербург. Один из первых образцов автобуса "Круиз", приобретенный знаменитым Кубанским казачьим хором, исколесил всю Европу и Россию! В ближнем зарубежье большим спросом пользуются ГолАЗы в Казахстане.

Набирает обороты по выпуску туристических автобусов НефАЗ. Пассажирский полутораэтажный автобус повышенной комфортабельности НефАЗ-52991 впервые был представлен широкой публике на Московском международном автосалоне «Мотор-шоу» в 2003 г. Автобус запушен в серийное производство, в 2004 г. было изготовлено 2 автобуса. На 2005 г. план выпуска туристических автобусов составляет 45 ед.

Салон рассчитан на 44 посадочных места. Из дополнительного оборудования установлены видеосистема, мини-кухня, холодильник, биотуалет, спальное место водителя, кондиционер. Багажный отсек чуть меньше, чем у продукции конкурента - «Русских Автобусов» - 10,5 кубометров.

Принципиальное отличие нефтекамского автобуса в том, что в нем применены в основном компоненты российского производства. Двигатель дизельный турбонаддувный КамАЗ-740.50-360. Однако по заказу потребителя может оснащаться двигателем DAF.

Отпускные цены на «Туристы» НефАЗа со стандартной комплектацией, с двигателем КамАЗ-740.50-360 составляют 4 878 тыс. руб. и 4 932 тыс. руб. К августу 2005 г. завод планирует продать 20 туристических автобусов.

Нефтекамский автозавод готовится к реализации нового проекта в рамках сотрудничества с известным европейским концерном DAF. Корпорация DAF проявила интерес к заводу еще два года назад. За это время на заводе разработано и запушено в серийное производство несколько моделей и модификаций автобуса, в том числе - автобус повышенной комфортабельности класса «Турист». Именно он и вызвал наибольший интерес у иностранных партнеров.

Сейчас договоренности с голландским концерном приобрели реальные очертания. Недавно нефтекамский «Турист» прибыл в Голландию, в город Эрсель. Автобус оснащен двигателем DAF, который соответствует экологическим требованиям «Евро-3», и немецкой коробкой передач ZF.

Но помимо ходовой части большую роль будет играть и внутренний дизайн салона автолайнера. В Эрселе, на предприятии фирмы PlaccoEssmi, и будет произведена внутренняя отделка салона на европейском уровне: установлены эргономичные сиденья, багажные полки, холодильник, видеосистема, биотуалет. Затем автобус пройдем испытания на полигоне корпорации DAF. После чего нефтекамский «Турист» отправится на многочисленные презентации, прежде всего во Францию и в Италию.

Голландские специалисты обещают приложить максимум усилий, чтобы «Турист» нашел свое место среди европейских автобусов. Продвижением автобуса на европейский рынок будет заниматься концерн DAF.


Новости из СНГ

Начал выпуск туристических автобусов Минский автомобильный завод. Первый белорусский туристический автобус МАЗ-251 сошел с конвейера в августе 2004 г. Специалисты МАЗа выполнили свое обещание, данное в мае 2004 г. на встрече с руководителями туристических предприятий, когда потенциальные потребители смогли увидеть только компьютерные эскизы. При разработке новинки были учтены мнения тех, кому предстоит эксплуатировать новые автобусы. Через три месяца уже появился первый экземпляр из металла, стекла и пластика. Практически сразу же он экспонировался на «Мотор-шоу-2004», где был признан жюри конкурса, организованном журналом «Автоперевозчик», «Лучшим туристическим автобусом выставки МИМС-2004». Посетители выставки тоже отдали ему «Приз симпатий».

Новый МАЗ-251, рассчитанный на 51 пассажира, является собственной разработкой конструкторов Минского автомобильного завода. Автобус отличает современный дизайн кузова и светотехники. Кузов выполнен из пластиковых деталей отечественного производства, вклеенных в металлический каркас. На сегодняшний день такая технология соответствует мировым тенденциям. Боковые стекла также вклеены в каркас. В автобусе применены не просто стекла, а тонированные стеклопакеты, что создает в пассажирском салоне необходимый в дальней поездке комфорт. Лобовое стекло панорамное, разработано и изготовлено по специальному заказу в г. Могилеве.

Автобус оснащен практически всеми дополнительными опциями, необходимыми для техники туристического класса: в нем мягкие сиденья с регулировками, кондиционер, индивидуальная система освещения и вентиляции, кухня, туалет, аудио- и видеосистемы. Вместимость багажного отделения составляет 11 куб.метра.

В пассажирском салоне в зависимости от его категории может быть от 46 до 53 мест, включая место водителя.

Комфорт путешествия в новом автобусе во многом определяет пневматическая подвеска и передней оси, и заднего моста с электронным управлением.

Что касается силового агрегата, то на автобусе установлен двигатель мощностью 360 л.с, соответствующий нормам «Евро-3». МАЗ-251 оснащен тормозной системой с ABS и дисковыми тормозами на всех колесах.

Для водителя производители также стремились создать оптимальные условия. Кабина оборудована независимым воздушным отопителем, применение коробки передач иностранного производства делает переключение передач простым и удобным. Техническое обслуживание также обещает быть достаточно удобным за счет хорошего доступа к основным агрегатам и централизованной системы смазки.

В 2005 г. производители намерены выпустить партию в 30 шт. На локальном рынке отпускная цена автобуса — 200 тыс. долл. В марте этого года был заключен контракт на поставку 4 автобусов во Францию. Большая партия будет отгружена в Румынию.

По поводу политики продвижения, в частности прямых продаж на российском рынке, представители завода информацию не разгласили.

Иностранные марки

Объемы продаж автобусов иностранных брэндов на российском рынке не столь велики, по крайней мере, это относится к новым транспортным средствам.

К примеру, ООО «МАН Автомобили Россия» в 2004 г. продало только два новых туристических автобуса R07 и R02. Специального предложения для российского рынка у компании нет, продажи осуществляются по мере обращения клиентов. Соответственно, новинки на российском рынке не представлялись.

Компания Volvo уже не первый год предлагает на российском рынке автобус туристического класса Volvo 9700, производимый на базе шасси Volvo В12В — одного из продуктов ТХ-платформы для междугородных и туристических автобусов. Автобус рассчитан на 50 пассажиров. Отличается хорошей тепло- и звукоизоляцией, большими окнами из тонированного стекла, комфортными сиденьями. Из дополнительного оборудования можно назвать аудио- видеосистемы и холодильник. Усиленный кузов спроектирован в полном соответствии с жесткими требованиями международного стандарта ЕЭК ООН R66. Двери автобуса оснащены системой противозащемления от случайного попадания руки или ноги. Volvo 9700 оснащен новой системой вентиляции, подающей свежий воздух на индивидуальные блоки обдува. Поддерживать необходимую температуру в салоне помогает электронная система климат-контроля, которая автоматически управляет системами отопления и кондиционирования. Если говорить о силовой базе, то Volvo 9700 оснащен 6-цилиндровым, 4-тактным турбонаддувным дизельным двигателем Volvo DH12D380 с верхним расположением клапанов и непосредственным впрыском. Объем двигателя равен 12 л, по экологическим характеристикам он соответствует нормам «Евро-3».

Несмотря на все технические и эргономические преимущества Volvo 9700 его продаж в России пока не зарегистрировано. Из продаваемых моделей можно назвать Volvo В12В. В 2004 г. был реализован всего один автобус, для сравнения - в 2003 г. этих автобусов на российском рынке было продано 4 ед.

Отпускные цены для широкой общественности компания не разглашает.

Основными потребителями являются компании, занимающиеся международными и дальними междугородными перевозками: «Татнефть», «Тари Тур» и др. В число клиентов входят также спортивные клубы.

Брэнды концерна Daimler Chrysler представлены марками Setra и Mercedes-Benz.

С новым поколением туристических автобусов Setra - TOPCLASS 400 - в стандартное серийное исполнение вошли многие инновационные элементы, обеспечиваюшие безопасность и комфорт водителя и пассажиров. Это электронная система стабилизации движения (ESP), дополнительная система торможения (ВА), фары Litronic, светодиодные указатели поворота и кондиционер TopAir. Наиболее известными являются автобусы Setra S431 DT и Mercedes-Benz TOURISMO.

Стоимость туристического автобуса Setra составляет 340 тыс. евро; Mercedes-TOURISMO - 275 тыс. евро.

По географии российских продаж большая часть автобусов приходится на Москву и Санкт-Петербург. Из сезонных колебаний спроса можно отметить его увеличение весной, как правило, к маю. Основные продажи приходятся на начало летнего туристического сезона.

Покупателей туристических автобусов концерна можно разделить на 4 основные категории:

  • туристические и транспортные компании, работающие с туроператорами;
  • крупные корпоративные холдинги, покупающие такие автобусы для корпоративных мероприятий, перевозок персонала;
  • спортивные клубы;
  • федеральные службы и ведомства - для обеспечения своих нужд и мероприятий.


Последняя группа не столь многочисленна, однако, как отмечают представители «ЕвоБус Русслэнд», закупает технику регулярно.

Кроме известных и традиционных европейских марок на российском рынке присутствуют и так называемые восточные брэнды.

Официальный дистрибьютор Xiamen Golden Dragon Van Co. LTD (Китай) - компания "РКК Союз" представляет на российском рынке 2 модели туристических автобусов:

  • Golden Dragon Town Cruiser - автобус среднего класса. Существует три версии данного автобуса разной длины. Автобусы длиной 8 м могут вместить от 23 до 31 чел. Их стоимость с учетом НДС и таможенной очистки - 48—59 тыс. долл. 9-метровый автобус рассчитан на 29-37 чел. Предлагаемая цена - от 76,5 до 89 тыс. долл. Автобусы длиной 10 м рассчитаны на 29—43 чел., их стоимость — 79,9-82,9 тыс. долл.
  • Golden Dragon Grand Cruiser - автобус большого класса. Предлагается две версии длины. 11-метровый автобус вмещает 39—49 чел. Ценовое предложение - 109—129 тыс. долл. 12-метровые рассчитаны на 43-53 чел. Их стоимость - 114-134 тыс. долл.


В базовой комплектации все перечисленные транспортные средства оснащены гидроусилителем руля, а также кондиционером, аудиомагнитолой, солнцезащитным козырьком и электронными часами.

Все автобусы оборудованы дизельными двигателями CUMMINS и HINO либо китайским двигателем YC, разработанным с использованием технологий Ford.

Объемы продаж впечатляют. На данный момент в России продано более 50 ед. этой техники. Понятно, что в данном случае речь идет об автобусах преимущественно среднего, а не большого класса, который представляют Volvo и «ЕвоБус Русслэнд». Приобрести дорогостоящий большой автобус, к тому же престижной зарубежной марки, могут позволить себе далеко не все покупатели.

Успешный дебют китайских автобусов связан как с приемлемой ценой, так и с качеством, несмотря на довольно распространенное негативное мнение об уровне китайской продукции. Сыграло свою роль и то, что компания-производитель уделяет достаточное внимание товаропроводящим схемам на российском рынке, в частности, формированию дилерской сети, сервисных станций и собственных складов запасных частей по всем крупным городам.

Другой китайский производитель — YUTONG, точнее его представитель компания «Сторк» представляет 3 модели туристических автобусов:

  • YUTONG ZK6831H - средний туристический автобус, рассчитанный на 29 мест. Оснащен двигателем Cummins EQB 210 20, соответствующим нормам «Евро-2». Отпускная цена с учетом НДС - 82 тыс. долл.;
  • YUTONG ZK6118HA - большой туристический автобус для международных и междугородных маршрутов, рассчитан на 49 человек. На автобусе установлен силовой агрегат Cummins С300 20, также соответствующий «Евро-2». Стоимость техники с НДС
  • 155 тыс. долл. (без биотуалета);
  • YUTONG ZK6129H - туристический автобус категории «люкс», способный вместить 47 пассажиров. Оснащен двигателем Cummins С300 20 («Евро-2»). Ориентировочная цена - 200 тыс. долл.

***

Итак, на российском рынке производителей и продавцов автобусной техники складывается следующая ситуация.

Предложение отечественных производителей постепенно увеличивается. Цены на российские туристические автобусы существенно ниже, чем на зарубежные аналоги. Однако качество отечественной техники, при всех эргономических улучшениях и дизайнерских усовершенствованиях, по мнению туроператоров, оставляет желать лучшего.

Импорт новых автобусов мировых брэндов на данный момент минимален. Техника иностранного, в основном европейского, производства, в том числе класса «люкс», не доступна для большей части потребителей. Значительную часть зарубежных транспортных средств составляют бывшие в эксплуатации автобусы. В России туристические автобусы класса «люкс» практически не производятся, нет соответствующих двигателей и ряда других автокомпонентов.

В сложившихся условиях для стимулирования спроса на новые иностранные автобусы необходимо представлять покупателям различные финансовые инструменты, в том числе лизинг.

Достаточно неплохую конкуренцию новым европейским автобусам составляет китайская техника. По всей вероятности, производители из Поднебесной поставили достаточно амбициозные задачи по активизации работы на внешнем рынке, Россия в этом процессе играет далеко не последнюю роль. В отличие от ситуации с западными производителями, в данном случае ценовой фактор не является препоной в продвижении продукции на российский рынок. Гораздо большей проблемой остается недоверие потребителей к продукции китайского производства. Хотя следует признать, что благодаря многоплановой политике китайских производителей, направленной на улучшение имиджа продукции и компаний, в этом направлении наметились позитивные перемены.


Каково состояние российского рынка туристических автобусов в целом? — С таким вопросом мы обратились к ведущим операторам автобусного туризма.


О.А. Санаева, генеральный директор туристической фирмы «Анкор», председатель автотранспортной комиссии Российского союза туриндустрии:

- В своей работе мы используем в основном автобусы Setra, Neoplan, Mercedes, реже Scania, Bova, Volvo и т.д.
Что касается требований к туристическим автобусам, то для выездного европейского отдела необходимы практически все вышеперечисленные марки автобусов, естественно, с оборудованными туалетами, мини-кухнями, кондиционерами, аудио- и видеосистемами. Для въезда в некоторые европейские города нужны только автобусы с двигателями, соответствующими нормам «Евро-2», «Евро-3», с обязательным наличием тахографа и т.д.
Для внутреннего туризма подойдут те же марки, когда речь идет о дальних турах. Если работа ведется на близких маршрутах, в данном случае приемлемы автобусы более низкого качества и большого срока эксплуатации. К тому же бывают ситуации, когда и у клиента предписан низкий бюджет, поэтому наличие такой недорогой техники тоже необходимо. Сразу хочу оговориться, что для ведения туристического бизнеса этой техники недостаточно. Автобусный парк комфортабельных автобусов окончательно стареет и просто исчезает после введения жутких таможенных пошлин на новые и б/у автобусы.
Продолжая разговор о рынке туристических автобусов, нельзя не отметить катастрофическое положение автобусного парка. Относительно приемлемых автобусных парков почти нет. То, что есть в наличии, исчисляется в лучшем случае 5-7 машинами. Для такой страны как Россия – это практическое отсутствие комфортабельных автобусов.
Состояние автобусного парка России, конечно, беспокоит нас. Сказываются здесь высокие цены на ввоз автобусов из-за рубежа. Российского производителя автобусов туристического класса как не было, так и нет, а присутствующие очень малочисленны. Действительно, есть такие наши производители, как ГолАЗ, «Волжский», у которых комплектующие тех же иностранных производителей, а отпускная цена, по оценке специалистов, не соответствует качеству.
Относительно «автобусных» предпочтений – наиболее оптимальным вариантом мы считаем технику немецкого или шведского производства, при этом вполне приемлема и б/у, но с минимальным сроком эксплуатации. Невозможно предложить пассажирам высокое качество на старых автобусах: поломки в пути, ведущие к срыву программ, неудовлетворенность туристов при длительной поездке на автобусах старого производства и соответствующее негативное отношение к поездке в целом – не покрывают разницу в стоимости аренды новых и старых автобусов.
По поводу собственной оснащенности автобусной техникой надо сказать, что начиная с 1993 г. мы периодически обновляли свой парк. Но после введения новых таможенных пошлин это стало невозможно.
Тем не менее существует значительное количество автобусов, которые мы используем. Мы рассматриваем различные варианты обеспечения автобусами наших туров: долгосрочные аренды, лизинги, кредиты под покупку, но пока при сложном финансировании и высоких таможенных пошлинах это достаточно проблематично».


С.А. Домени, директор ТК «Кругозор»:

- Наша компания располагает небольшим собственным парком автобусов. Большую часть автобусной техники мы арендуем у транспортных организаций. «Кругозор» работает с несколькими крупными транспортными компаниями. Основными странами, где мы арендуем автобусы, являются Беларусь, Польша и др.
Касательно брэндов отмечу: собственный парк представлен туристическими автобусами Neoplan, автобусы не новые, срок эксплуатации на момент покупки составлял порядка 5 лет. Из арендуемой техники также превалируют автобусы Neoplan. Выбор в пользу этой марки обусловлен прежде всего его оптимальными, на наш взгляд, эксплуатационными и эргономическими характеристиками. К тому же у транспортных компаний, являющихся нашими партнерами, направление по Neoplan также является приоритетным.
Автобусный парк, как и любой парк транспортных средств, периодически требует обновления. В этом плане наша компания не является исключением. В настоящее время обсуждается вопрос по закупке новых автобусов. Но анонсировать какие-либо результаты пока преждевременно.
Если говорить о сотрудничестве с транспортными компаниями, предлагающими российские марки, то для «Кругозора» этот вариант не особенно приемлем по той простой причине, что большую часть времени наши автобусы эксплуатируются вне пределов РФ, в основном в Европе. Поэтому мы опасаемся возникновения проблем с сервисом. Возвращать же отечественное транспортное средство для ремонта на родину — занятие весьма затратное как по времени, так и по финансам. К тому же качество иностранных автобусов существенно выше качества отечественных. На наш взгляд, в данном случае лучше не экономить, а доплатить за действительно высокое качество некоторую сумму.
Что касается насыщенности российского рынка автобусной техникой, то автобусов для ведения международного бизнеса, по нашему мнению, представлено достаточно мало. При этом имеются в виду прежде всего предложения транспортных компаний. Хотя для перевозок в пределах страны необходимой автобусной техники у тех же транспортных операторов вполне достаточно.


Д.В. Фоминцев, генеральный директор компании «Туртранс-Вояж»:

- На сегодняшний день в резерве нашей компании насчитывается до 20 маршрутов, включающих Париж, в том числе есть направления, включающие посещение Парижа через Испанию, Италию, и даже Скандинавию.
Все наши автобусные путешествия начинаются с приграничных городов. Компания «Туртранс-Вояж» за время работы приобрела постоянных партнеров, предоставляющих услуги по аренде автобусов из Бреста, Варшавы, Санкт-Петербурга, Финляндии. Компании имеют парк автобусов, а также станции по техническому обслуживанию, квалифицированных водителей с большим стажем и опытом работы на европейских дорогах. Водители получают специальный инструктаж о специфике обслуживании туристов на маршрутах «Туртранс-Вояж».
Как правило, при покупке путевок клиенты задают немало вопросов о самом средстве передвижения, которое на неделю-другую станет, по сути, их родным домом. При этом потенциальных туристов интересует в первую очередь класс автобуса, год выпуска и страна-производитель. Марка для многих не особенно важна.
На рынке автобусного туризма чаше всего используются автобусы иностранного производства, при этом в зарубежных поездках не возникает проблем с сервисным обслуживанием. Наиболее известными туристическими автобусами в нашей стране являются модели западноевропейской сборки: обычно Neoplan, Mercedes. Самый распространенный возраст — 8—10 лет и старше. Хотя также довольно регулярно обслуживают россиян и другие известные автобусные брэнды: Setra, Bova, Man, Scania. По мнению работников турфирм и даже туристов, все они мало чем отличаются друг от друга, кроме дизайна. Neoplan выделяется округленностью форм, Setra, напротив, некоторой «угловатостью».
На маршрутах компании «Туртранс-Вояж» используются автобусы таких марок, как Neoplan, Mercedes, а также Bova. Реже наши туристы ездят на Scania. Хотя возраст любого автобуса зарубежного производства, на наш взгляд, говорит больше не о техническом состоянии, а о внешнем виде интерьера машины, что также важно для успешности туристического бизнеса.
По нашему мнению, для ведения туристического бизнеса необходимы автобусы, обладающие следующими характеристиками:
  • вместительное багажное отделение:
  • мягкие кресла, имеющие функцию отклонения и функцию раздвижения в сторону:
  • индивидуальные столики, индивидуальные подставки для ног, сетки для вещей;
  • полки над посадочными креслами;
  • система кондиционирования или вентиляции, обогрева;
  • система видео-, аудио-, микрофон;
  • индивидуальное освещение, микрофон, система обдува и обогрева;
  • наличие кофеварки не менее чем на 10л;
  • наличие биотуалета;
  • количество посадочных мест не менее 48;
  • экономичный двигатель с расходом топлива 25 л на 100 км»;
  • автоматическая система навигации.


Автор: Татьяна Балыкина

Автобизнес № 57, 2005 г