Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: СОЗВЕЗДИЕ АВГУСТА

Новость: СОЗВЕЗДИЕ АВГУСТА

Дата: 04 сентября 2003

СОЗВЕЗДИЕ АВГУСТА Газета Автобизнес - Weekly № 35 (381) от 4 сентября 2003 г

Новые автобусы производства СНГ на Московском автосалоне-2003

Без преувеличения, самой яркой нелегковой частью 6-го Российского международного автосалона стала автобусная экспозиция. Практически все крупные производители СНГ представили новые разработки, а кое-кто продемонстрировал полностью новый для СНГ класс автобусов. Расскажем обо всем по порядку.

Самыми яркими "звездами" экспозиции стали туристические автобусы под названиями "НеоЛАЗ" и "НефАЗ-52991". С них и начнем.

Нашествие "туристов"

Итак, "НеоЛАЗ" - это полутораэтажный автобус повышенной комфортности, оснащенный всем необходимым для дальнего путешествия и рассчитанный на 51 пассажирское место. К тому же "НеоЛАЗ" - это первая действительно новая модель львовской техники за последние 12 лет. С момента проектирования до выхода с конвейера конструктивно новой машины прошло 8 месяцев. Это срок очень небольшой по всем меркам. Прежде чем проектировать "НеоЛАЗ", конструкторы и технологи ознакомились с производством подобных автобусов на ведущих заводах мира. За основу была взята мерседесовская технология. Как и положено серьезному изделию, конструкция новинки учитывает современные технические требования и соответствует Правилам ЕЭК ООН. Пассажирский салон оборудован аудио- и видеосистемами, кондиционером, холодильником, кофеваркой, туалетной кабиной. Каркас кузова выполнен из труб большого сечения с нанесением антикоррозионной защиты, а сам кузов способен опускаться благодаря пневматической подвеске. Применение оцинкованного листового материала и алюминиевых панелей обеспечивает долговечность автобуса.
Серийное производство "НеоЛАЗа" на Львовском заводе планируют начать в январе следующего года. До этого экспериментальная модель пройдет все испытания и сертификацию. На представленном на выставке образце был установлен 354-сильный двигатель "Мерседес-Бенц" ОМ 457 LA, но по желанию заказчика "НеоЛАЗ" может оснащаться и другими моторами.
Первый шаг в туристический класс сделал и Нефтекамский автозавод - "дочка" КамАЗа. Дизайн-проект туристического автобуса "НефАЗ-52991" был разработан непосредственно нефтекамцами, а челнинцы, в свою очередь, изготовили специальное шасси. Основная цель, которая преследовалась при создании "НефАЗа-52991", заключалась в максимальном использовании отечественных комплектующих, но при этом конечное качество не должно было страдать. Все несущие конструкции, основные узлы шасси и силового агрегата и, естественно, кузов - российского производства. Даже светотехника - и та от "ВАЗа-2110", но она, кстати, очень гармонично вписалась в общий стайлинг. Однако полностью от импортных деталей отказаться не удалось. Сцепление, коробка передач, рулевое управление, задний мост - иностранные. Новый двигатель КамАЗ-740.50-360 мощностью 360 л.с. соответствует экологическим требованиям "Евро-2" и позволяет нефтекамскому автобусу развивать скорость до 120 км/ч. Пассажирский салон туристического "НефАЗа" рассчитан на 44 посадочных места и также оборудован такими приятными мелочами, как телевизор, туалет и т.д.
Ясно одно: львовской и нефтекамской разработкам предстоит достаточно жесткая конкуренция как между собой, так и с изделиями ВАП "Волжанин" и холдинга "РусПромАвто", которые представили туристические автобусы раньше.
Первый туристический автобус с российским кузовом на прошлогоднем MIMS'2002 продемонстрировало ВАП "Волжанин". Модель называлась "Волжанин-5285". Эта машина тогда была признана лучшим автобусом года, однако специалисты "Волжанина" продолжили ее доработку. С учетом пожеланий потребителей объем багажников был увеличен до 10 м.куб. Но в этом году волжане шагнули еще дальше, представив на "Автосалоне-2003" 15-метровый трехосный туристический автобус. "Волжанин-6216", созданный на основе шасси Scania K 114/124 IB6X2, стал первым туристическим трехосником в СНГ. Вместимость этого автобуса - 60 пассажиров.
На том же памятном MIMS'2002 руководители "РусАвтоПрома" заявили, что ГолАЗ будет делать туристические автобусы. В начале декабря 2002 года в рамках намеченной программы Голицинский завод продемонстрировал просвещенной публике новейшую модель "ГолАЗ-5290" "Круиз" вместимостью 49 пассажиров. Но то был первый экземпляр, а на РМАС'2003 широкой общественности показали товарный автобус, уже приобретенный клиентом. Изначально "Круиз" задуман как головная машина семейства междугородных/туристических автобусов. Пока "ГолАЗ-5290" изготавливается с максимальным использованием лицензионной мерседесовской платформы "О 303", известной еще и как "Витязь", но это только пока. Говорят, что будут еще и упрощенные модели, вплоть до подвески на малолистовых рессорах и, возможно, российского силового агрегата.
Таким образом, если еще несколько лет назад в СНГ собственных туристических автобусов не было вовсе, то теперь таких машин несколько. Но скоро на этом сегменте рынка станет еще теснее, ведь МАЗ уже готовит замену своему "Вазоле"...

"ПАЗ" для Садового кольца

А вот что касается городских автобусов, то казалось, что уже все отечественные автобусные заводы освоили производство "горожан" и сказать здесь новое слово практически невозможно. Оказалось, что это не так. Павловскому автобусному заводу удалось создать принципиально новый для СНГ городской автобус.
Итак, "ПАЗ-3237", относящийся к категории М3, класс I, имеет длину 7755 мм. Это где-то на 70 сантиметров больше, чем у традиционного "пазика". Силовой агрегат новинки - четырехцилиндровый 150-сильный Cummins ISBe 150 30 с рабочим объемом цилиндров 3,4 л, удовлетворяющий требованиям "Евро-3", - расположен не рядом с водителем, а в "корме". Другие основные узлы "ПАЗа-3237" тоже имеют иностранное происхождение: задний мост - венгерский, Raba 360.06, коробка передач - чешская, 6-ступенчатая механическая Praga 6PS51. Подвеска колес - пневматическая (передняя - независимая). Подобная комплектация позволила конструкторам реализовать идею низкопольного автобуса (первая ступенька - она же пол салона). Уровень пола нарастает от накопительной площадки значительных размеров, которая расположена в базе, напротив двустворчатой двери. Основная часть пассажирских кресел находится в "корме" автобуса - в передней части имеется лишь три (!) места для сидения из шестнадцати, причем все три расположены против хода. "ПАЗ-3237" отличают современная отделка интерьера салона, обилие поручней, вклеенные стекла. Говорят, что автобус был разработан "с нуля" всего за полтора месяца чуть ли не по личной просьбе мэра Лужкова, собирающегося пустить его на маршруты в центре Москвы.
Следует сразу сказать, что "ПАЗ-3237" достаточно дорог. Москве этот автобус будет, конечно, по карману, а вот другим регионам - вряд ли.

Остальные "горожане"

Новую городскую модель привычных размеров продемонстрировало еще одно отделение компании "Русские автобусы" - Ликинский автобусный завод. "ЛиАЗ-5292" - это городская низкопольная машина большого класса, вмещающая 115 пассажиров. Она получила американский дизельный двигатель Caterpillar 3116, гидромеханическую коробку передач Voith D851.3E (такие по лицензии немецкой компании делает казанское предприятие "Приводная техника ФОЙТ-КМПО"), немецкие дисковые тормоза Knorr-Bremse SB7000, ABS и пневматическую подвеску. Совершенно непривычная пока деталь - это открытое, без перегородки, место водителя.
Кроме ЛиАЗа городские автобусы продемонстрировали МАЗ и МАрЗ. О минском городском низкопольном трехоснике "МАЗ-107-065" мы уже рассказывали ранее. Что же касается МАрЗовской разработки, то, конечно, хочется похвалить мичуринских "селекционеров" за поиск новых направлений в дизайне. Но приятное первое впечатление достаточно быстро улетучивается после осмотра салона. Качество отделки, прямо скажем, удручает. Но в то же время мичуринские автобусы - самые дешевые на рынке. Видимо, в этом и кроется причина такого положения дел. Повысь МАрЗ уровень применяемых в отделке материалов, цена сразу поползет вверх. Скорее всего благодаря дешевизне МАрЗовских автобусов потребители "закрывают глаза" на выступающий из щелей герметик, неровные стыки, шатающиеся сиденья и так далее. Но для определенных регионов даже такие автобусы - это серьезное подспорье в решении транспортных проблем.

***

"За кадром" данной публикации остались прелюбопытнейшие автобусы малого класса из Украины. Этим машинам, а также зарубежным автобусам, выставлявшимся на РМАС'2003, мы посвятим отдельные публикации.

Автор: Дмитрий Гладкий

Газета Автобизнес - Weekly № 35 (381) от 4 сентября 2003 г