Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: НефАЗ на завтра

Новость: НефАЗ на завтра

Дата: 21 января 2009

НефАЗ на завтра АвтоРевю №22 (415) 2008

Сейчас никого не удивляют сообщения о свертывании тех или иных автомобильных проектов в нашей стране. Кризис! Тем удивительнее на этом фоне звучит заявление челнинской компании Кора о проведении рестайлинга автобусов НефАЗ... Мы впервые публикуем рассекреченные эскизы перспективных машин, а заодно рассказываем о том, как облик НефАЗов менялся с годами.

Автобусы Нефтекамского автозавода (напомним, что он расположен в Башкирии и принадлежит КАМАЗу) появились на свет в 2000 году. Тогда, стремясь как можно скорее выйти на рынок с «пассажирскими КАМАЗами», конструкторы даже не задумывались об их дизайне — причем настолько, что переднюю маску (стеклопластиковую облицовку) и панель в кабине было решено просто скопировать с автобусов МАЗ!

Справедливости ради заметим, что мазовский дизайн тоже не оригинальный: ему минчане обязаны былому сотрудничеству с немецким Неопланом. Неудивительно, что в свое время Neoplan обиделся на МАЗ, потом мазовцы обиделись на нефазовцев...

Доходило до того, что на автосалонах в Москве бок о бок стояли одинаковые с виду автобусы, только на одних красовалась эмблема МАЗа, а на других — НефАЗа! Но с защитой авторских прав в СНГ дела обстояли неважно, да и не хотели минчане воевать с коллегами. В итоге «НефАЗы Мазовичи имени Неоплана» благополучно сходили с конвейера, и всего было сделано около двух тысяч таких машин.

Забавно, что в перечне деталей их облицовки до сих пор черным по белому значится: «Изделия по типу МАЗ»! Эти «изделия» изготавливала фирма Кора в Набережных Челнах (да и сейчас делает, но «в запчасти»). Их приходилось собирать кустарным и весьма трудоемким способом — на специальном стенде, да еще и с последующей подгонкой «по месту». Например, фары крепились к каркасу автобуса, а уже сверху надевался стеклопластиковый бампер. Бывало, одно не совпадало с другим...

Но объемы производства росли, и в 2004 году Кора получила заказ на рестайлинг, а проще говоря, на изготовление новых масок для передней и задней частей. Автобус сразу обрел свое лицо, причем очень технологичное: облицовки легко собираются, по желанию — из элементов разных цветов. Да и мазовцы облегченно вздохнули: теперь автобусы не спутаешь.

Тем временем стало ясно, что передняя панель в кабине водителя (тоже скопированная со старой мазовской) окончательно устарела. Эргономика плохая, приборы бликуют, рулевая колонка не регулируется, вентиляции у водителя нет, лобовое стекло обдувается кое-как... Невероятно, но факт: расчеты показали, что 30% тепла терялось в кожухе отопителя! В итоге весной нынешнего года Кора подготовила новое водительское место, а заодно с помощью ижевского ателье l-Design — современную перегородку между кабиной и салоном. Теперь руль регулируется, как у немецких автобусов, вместе со щитком приборов, потоки воздуха распределены с помощью математического моделирования, и сборка упростится — за счет того, что узел «руль—щиток» будет устанавливаться еще в Челнах на камазовское шасси. Это позволит избавиться от наболевшего вопроса: «Кто «накосячил» с электропроводкой в кабине?» КАМАЗ кивает на НефАЗ, НефАЗ кивает на КАМАЗ...

Следующим шагом должно стать обновление салона. На смену примитивной облицовке с разрозненными панелями, прикрученными болтами, должна прийти «европейская» конструкция, в основе которой — алюминиевые профили, привин¬ченные к каркасу. В них будут вставляться элегантные пластиковые панели, туда же крепятся динамики, «световые полосы» вдоль всего потолка, крепеж для поручней. К сожалению, схему в разрезе мы опубликовать не можем (ноу-хау!), но, по словам разработчиков, такой конструкции нет ни у кого в СНГ.

И, наконец, последним шагом станет очередное обновление внешнего вида: пока Кора и l-Design ищут варианты, но, судя по всему, облик будет броским... Любопытный момент: все затраты на этапе проектирования несет не НефАЗ, а Кора — с тем условием, что она является единственным разработчиком нефазовских экстерьера и интерьера и поставщиком масок.

Конечно, кризис заставил скорректировать планы: если изначально предполагалось, что Казань получит 15 автобусов с новой передней панелью, то в действительности автобусов только семь (на одном стоит и новая перегородка).

Тем не менее уже в следующем марте НефАЗ собирается освоить новый интерьер, а в конце 2009 года — и экстерьер. Конечно, если хватит денег на разработку и запуск всего этого в производство... Но отступать некуда: сейчас, с наступлением кризиса, дорогущие голландские автобусы VDL, сборку которых начал было осваивать НефАЗ, уже никому не нужны. Остается надежда на собственную модель. Тем временем у той же компании VDL появился новый городской автобус Citea. Удивительно, но у нового голландского и перспективных нефтекамских автобусов можно обнаружить немало общих черт: оформление передка с «острыми» черными вставками, рубленые линии кормы с круглыми фонарями. А салоны вообще похожи, как близнецы! Неужто опять «Карл у Клары украл кораллы»? Вряд ли — тем более что ни одного Citea в нашей стране нет, а над НефАЗами работали сторонние компании. Просто в головах дизайнеров и конструкторов разных стран витают одинаковые идеи...

Забытый Турист

В 2003 году Кора разработала для НефАЗа дизайн совершенно новой модели — туристической. Машина получилась не только красивой, но и необычной, даже получила премию Союза дизайнеров. Но все испортило камазовское шасси: даже несмотря на установку двигателя DAF, ходовая часть получилась слабой и неудачной. В итоге было построено всего 26 ма¬шин, и на этом проект прекратил существование. А жаль?



Автор: Фёдор Лапшин

АвтоРевю №22 (415) 2008